Форум о веломобилях и лигерадах https://www.velomobile.org:443/forum/ |
|
Дальноходный электролигерад https://www.velomobile.org:443/forum/viewtopic.php?f=8&t=15201 |
Страница 13 из 17 |
Автор: | virage [ Пн июл 30 2018 17:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Предисловие по этапам. I. Предварительный этап. Включает в себя: 1) общее ознакомление с лигерадами, их видами и типами, преимуществами и недостатками. Нет ничего лучше, чем ознакомиться самостоятельно вживую с лигерадами. 2) Обоснование. Это ваше предварительное ТЗ, основанное на предыдущем опыте и пожеланиях по дальнейшему использованию, т.е. катать далеко, быстро и с комфортом, и почему для этого нужен лигерад. Первый пост вполне подходит. 3) Технико-экономический расчет. Предварительный укрупненный расчет затрат для достижения желаемых характеристик и выполнения задачи в целом. Выполняется для себя. Этап ТЭР смодельщики часто не рассматривают. При простых, недорогих и быстро реализуемых проектах собственными силами из имеющегося запаса деталей и материалов этап действительно можно пропустить. Ваш проект серьезен, трудоемок и дорогостоящий, требует достаточного бюджета, поэтому, чтобы проект не стал авантюрой, превратившись в долгострой, и не был заброшен, лучше уделить экономике внимание. Для простоты ориентирования как быстро посчитать: 4) Допускаю, что на этом этапе можно какие-то эскизы, скетчи, и проч. визуализацию выполнить для понимая в целом сути дела, для собственного интереса, быть может это позволит глобально выбрать направление проектирования. На основании предварительного этапа получаем ответ о целесообразности проекта в целом, Добавлено через 14 минут 46 секунд: II. Проектирование и конструирование. 1) Эргономика управления и удобство расположение человека на лигераде. Можно почитать тут полезный материал Задача получить важные ключевые точки для модели положения человека на лигераде. 1.1 Делаем замеры себя (руки, ноги, торс и т.д.) 1.2 Ищем ключевые точки (диапазон точек для регулировок) во время езды исходя из общих рекомендаций: 1.3 Эмитируем посадку на лигераде. В итоге получаем модель удобного, эргономичного положения человека на лигераде с ключевыми точками и размерами, и предусматриваем небольшие регулировки. 2) Размещение груза. 2.1 Определяем места расположения электрической части лигерада исходя из ее габаритов. 2.2 Определяем места расположения полезного груза исходя из его габаритов, веса и частоты использования, удобства использования в пути. 2.3 Ориентировочно определяем ЦТ. В случае необходимости перераспределяем груз. Также ЦТ можно в разумных пределах подкорректировать длиной колесной базы. 3) Прокладка линии цепи. 3.1 Пробуем проложить силовую ветвь цепи максимально прямым участком. 3.2 Определяем места перегибов для установки отжимных роликов и/или трубок если потребуется 4) Проектирование основной части рамы. 4.1 Выбор материалов с предварительным определением технологии изготовления. 4.2 Получение упрощенного эскиза основной части рамы. 5) Проектирование узлов лигерада (аналогично предыдущему пункту по материалам и технологии) 5.1 Задней подвески 5.2. Передней подвески и рулевой (в случае рычажной – аналогично предыдущему пункту): 5.3 Выноса руля и самого руля 5.4. Кресло и его крепеж. По п.5: сильно упростит задачу использование готовых/стандартных узлов, возможно, что-то удаться найти в строительных или авто магазинах и т.д и применить либо слегка доработать. 6) Доработка проекта рамы и узлов, доведение до стадии изготовления. 6.1. Моделирование нагрузок и добавление усилений в нужных местах (это позволит избежать многократного запаса прочности с утяжелением конструкции) 6.2. Доработка узлов исходя из выбранного материала, прочности, технологии изготовления, веса 6.3. Можно придать больше эстетической привлекательности, не противореча предыдущим пунктам. 6.4. Предусмотреть возможные встроенные места крепления багажников, груза, крыльев, прокладки рубашек, декоративных накладок (обтекателей) не противореча предыдущим пунктам, не повышая сильно трудоемкость и стоимость. Этот 6-й пункт поможет сделать расчеты по прочности, весу, необходимые усиления, оптимизировать конструкцию для доступных технологий производства, снизить стоимость изготовления. Ну и подготовить чертежи для изготовления на стороне, без последующей доработки «напильником», а также ускорит производство, если привлечь нескольких изготовителей отдельных узлов. Добавлено через 1 минуту 19 секунд: III. Изготовление рамы и узлов. IV. Заключительный этап. 1. Сборка для тестирования: -упрощенная сборка на тестовых комплектующих, - тестирование без/с электрическим двигателем - тестирование с полной нагрузкой 2. Покраска и проч. облагораживание внешнего вида (с полной или частичной разборкой) 3. Финальная сборка и эксплуатация с присвоением имени собственного готовому изделию Добавлено через 38 секунд: Заключение. Если есть опыт и многое уже видишь интуитивно, а изготавливаешь своими силами с доработкой по месту, то многое не применяется из вышеописанного с целью экономии времени (хотя доработка по месту может оказаться самой долгой и муторной). Ошибки могут делать все, главное вовремя их обнаружить, легко исправить с минимальными затратами. Поэтому и написан весь текст выше. |
Автор: | O-Witte [ Пн июл 30 2018 17:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
virage, Леша, ничего себе, ты труд написал! Надо его в архив форума! И на сайте опубликовать. |
Автор: | Mazur4ak [ Вт июл 31 2018 01:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
O-Witte писал(а): virage, Леша, ничего себе, ты труд написал! Надо его в архив форума! И на сайте опубликовать. Опубликовать в "М-К", и ещё он написал мне очень хороший материал на эту тематику. Автор темы опытный конструктор, я это знаю. А предлагал уже не мало. Повторюсь: -изучение образцов лигерадов, которых пока никто, кроме меня, не вкинул. -образмеривание себя, изготовление картонного манекена в М1:1, меньше ошибок. -нанесение манекена на чертёж под 45* (торс). -прорисовка сиденья и руля (руки полу вытянутые). -прорисовка переднего привода на уровне низа сиденья. -трассировка цепи привода, ролик и скоба обязательны. -прорисовка колёс, переднее колесо на уровни оси каретки. -база 1050...1100 мм. -если вилка жёсткая, то зазор между колесом и шатуном (педалью) до 20 мм. |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 15:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
O-Witte |
Автор: | Torsus_SD [ Вт июл 31 2018 15:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
virage большое спасибо, отличная схема, буду ее придерживаться. Примерно так я обычно и работаю, но тут прям все расписано) Сделал упрощенного человечка, от меня в нем рост, расстояние от попы до пятки ХД |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 16:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Mazur4ak писал(а): изготовление картонного манекена в М1:1, меньше ошибок. Скажите, а почему именно картонный манекен в М1:1? Ведь после снятия размеров имеет больший смысл делать модель человека виртуальную, а лучше даже трехмерную, к тому же Torsus_SD владеет 3D моделированием. Думаю даже справится с анимацией вращения педалей манекеном. Mazur4ak писал(а): нанесение манекена на чертёж под 45* (торс). А почему угол именно 45? По моим субъективным ощущениям, 45 градусов - слишком вертикально для скоростной и расслабленной езды, но неплохо подходит для медленной езды по пересеченке и прогулочной езды в городе с трафиком, частыми стартами и остановками. Быть может есть какой-то конструкторский смысл в 45 градусах при проетировании? Mazur4ak писал(а): прорисовка переднего привода на уровне низа сиденья. Пока автор настаивает на заднем приводе. Может при снятии своих размеров и манекена в том или ином виде, автор темы больше заинтересуется и передним приводом. Mazur4ak писал(а): база 1050...1100 мм. Параметры как параметры, против чисто них ничего не имею. Но вот вопрос такой: если не удастся закомпоновать низкий заднеприводный лигерад под человека среднего роста, порекомендовали бы базу увеличить или поднимать кресло с ездока выше? Я бы к вопросу длины базы в отсутствии жестких ограничений подходил бы после замеров себя, определения удобного и просторного "кокпита", оптимальной загрузки и развесовки. А для быстрой комфортной езды по прямой считал бы большую из возможных баз как преимущество, для город и маневренности - наоборот, меньшую. Единственное практичное стремление уменьшить базу (если не рассматривать управляемость и комфорт) вижу только стремление вписаться в габариты для хранения, перевозки в лифте, поезде, авто и небольшие трудности с поиском длинных тросиков переключения и торможения (хотя гидравлические тормоза снимают этот вопрос) Добавлено через 5 минут 29 секунд: О! трехмерный манекен уже зародился, даже в очках |
Автор: | Torsus_SD [ Вт июл 31 2018 16:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Кстати в плане посадки, есть смысл сделать так - купив кресло, купить еще пару метров бруса, и смастерить козлы, высотой с предполагаемый лигерад и с предполагаемым углом. И каретку тоже расположить. Потребует только наличие бруса, пилы, гвоздей и пару болтов/саморезов. Будет понятно удобно ли лежать. Зы - решил, так как места много, сразу моделировать 2 позиции под батарею. Если захочется в будущем, всегда можно будет вложить еще одну батку и получить 6-7квтч) Кстати, покритикуйте. Видите, там под спиной человека подседел торчит? Это макет регулируемого штыра (гидравлика/воздух), такие применяются в ДХ, триале, прочих дисциплинах, алгоритм прост, с него на руль идет гидролиния, нажатие на рычаг освобождает штырь. Нажал и навалился весом - опустил штырь, нажал и снял вес тела - поднялся. Полагаю что регулировка высоты на ходу может быть весьма удобной, как вы думаете? |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 17:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Torsus_SD писал(а): Кстати в плане посадки, есть смысл сделать так - купив кресло, купить еще пару метров бруса, и смастерить козлы, высотой с предполагаемый лигерад и с предполагаемым углом. И каретку тоже расположить. Хороший вариант для примерки! Единственное что при езде немного другие ощущения будут. По началу всем новичкам рекомендую максимально завертикаливать спинку, а потом по мере привыкания, уменьшать угол до удобного. Сразу с малым углом непривычно держать равновесие. А как стенд, должно хорошо получиться! Torsus_SD писал(а): Зы - решил, так как места много, сразу моделировать 2 позиции под батарею. Если захочется в будущем, всегда можно будет вложить еще одну батку и получить 6-7квтч) Пока места очень много и действительно база кажется прям очень большой, т.к. неясно с развесовкой с учетом батареи и мотора... Какие-то размеры скорректированные уже есть? Кажется будто человек весь на переднем колесе. Я бы исходил из наиболее часто используемой комплектацции и сразу под нее строил раму. Т.е. если с одной батареей в основном ездить, значит место под нее только. Запас под вторую батарею можно предусмотреть и в базе, но я лучше бы располагал второй комплект батареи над первым, например вместо какого-то легкого багажа. Другой вариант - на багажнике - не лучший способ, но очень простой в случае необходимости. Torsus_SD писал(а): Кстати, покритикуйте. Видите, там под спиной человека подседел торчит? Это макет регулируемого штыра (гидравлика/воздух), такие применяются в ДХ, триале, прочих дисциплинах, алгоритм прост, с него на руль идет гидролиния, нажатие на рычаг освобождает штырь. Нажал и навалился весом - опустил штырь, нажал и снял вес тела - поднялся. Полагаю что регулировка высоты на ходу может быть весьма удобной, как вы думаете? Классная вещь! Видел в живую, тоже загорелся быстрой регулировкой, цена вопроса меня отпугнула тогда. Идея отличная! Надо будет только учесть: - опора штыря на каком-то шарнире должна быть. - руль и положение рук делать тогда усредненным, чтобы и при вертикальном и лежачем угле спинки можно было дотянуться до руля, а колени-бедра не задевали за руль. - стоит проверить потребуется ли регулировка расстояния от кресла до каретки (столкнулся с тем, что при смене угла кресла на 5 и более градусов, я регулирую БУМ, т.е. кресло опущено - каретка дальше, кресло завертикалено - каретка ближе) |
Автор: | Jozef [ Вт июл 31 2018 17:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Кстати, регулировка наклона кресла в больших пределах очень удобна с рулем типа "аватар". |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 17:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Дополнение: у низкого ЦТ есть свои особенности: надо сильнее наклоняться при прохождении быстрых поворотов, что может быть непривычно и страшновато, соответственно покрышки должны хорошо цепляться при сильном наклоне, еще и пристальное внимание к работе подвески возникает на больших ходах на волнах асфальта. Поэтому занижать ЦТ надо без фанатизма |
Автор: | O-Witte [ Вт июл 31 2018 17:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
А кресло вместе с этим штырем вбок не завалится? Наверное, направляйки какие-то нужны? |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 17:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
O-Witte писал(а): А кресло вместе с этим штырем вбок не завалится? Наверное, направляйки какие-то нужны? Сам по себе штырь достаточно жесткий, по типу одной ноги телескопической амо-вилки: Ну а сверху и снизу, конечно, лучше какой-то Т-образный крепеж сделать для большей поперечной жесткости кресла |
Автор: | Mazur4ak [ Вт июл 31 2018 19:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
virage писал(а): По началу всем новичкам рекомендую максимально завертикаливать спинку, а потом по мере привыкания, уменьшать угол до удобного. Сразу с малым углом непривычно держать равновесие. А как стенд, должно хорошо получиться! Вот эти 45* я и имел в виду. От них удобно делать коррекцию в (+-). Добавлено через 20 минут 57 секунд: virage писал(а): Скажите, а почему именно картонный манекен в М1:1? Ведь после снятия размеров имеет больший смысл делать модель человека виртуальную, а лучше даже трехмерную, к тому же Torsus_SD владеет 3D моделированием. Думаю даже справится с анимацией вращения педалей манекеном. В ПРЕКТАХ производства манекены картонные. То что автор родил человечка со своими размерами, спорно. Получился уродик без масштаба. Он не натура. Загляните в медицинские справочники, там пропорции тела. Я думаю, что такие тексты- лекции ему не под силу, как и мне. И не тут они должны быть, а при защите диссертации. До анимации далеко. Вы что, не видите, где у него привод, это ужас. Писали все. а он своё. Без вариантов, и без "инсима". МАНЕКЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫМ. И только в контурном изображении. |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 20:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
virage писал(а): (столкнулся с тем, что при смене угла кресла на 5 и более градусов, я регулирую БУМ Похоже понял в чем причина: Нижний кронштейн высотой ~55мм от оси вращения до низа кресла, поэтому при смене угла спинки на ~10 градусов все кресло приближается/отдаляется к/от каретке(и) на 20~25мм. Теоретически, если получится применить кронштейн минимально-возможной высоты с точкой вращения по середине "чаши" кресла, то высота от земли и расстояние до каретки будут условно постоянными при изменении угла наклона кресла. Главное, чтобы кресло при регулировке в раму не упиралось и линия цепи помещалась - все это на этапе проектирования можно заложить. |
Автор: | Mazur4ak [ Вт июл 31 2018 20:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
virage писал(а): Mazur4ak писал(а): прорисовка переднего привода на уровне низа сиденья. Запутался. Имел ввиду педальный привод. Уточнение. ...ОТ уровня низа сиденья. |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 20:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Mazur4ak писал(а): ...МАНЕКЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫМ. И только в контурном изображении... Вот эту мысль я бы взял на вооружение. Torsus_SD, поищите, есть готовые модели человечков, условные, с ними проще работать, например наподобие этого (где-то и прозрачных встречал): фото из этой темы Тут легче определить длину конечностей по центрам суставов и одежда не дает много ненужного объема. |
Автор: | Mazur4ak [ Вт июл 31 2018 20:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
virage писал(а): Нижний кронштейн высотой ~55мм от оси вращения до низа кресла, поэтому при смене угла спинки на ~10 градусов все кресло приближается/отдаляется к/от каретке(и) на 20~25мм. Кресло должно крепиться к раме непосредственно к поперечине (в низу). А в верху к натуральному багажнику посредством упоров. Выбор очень даже широкий. См. моё. |
Автор: | virage [ Вт июл 31 2018 21:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Mazur4ak писал(а): Кресло должно крепиться к раме непосредственно к поперечине (в низу). А в верху к натуральному багажнику посредством упоров. Выбор очень даже широкий. См. моё. А как же регулировка по углу наклона?... Посмотрел ваши темы: Может не там смотрю? Есть пример с регулируемым по углу наклона креслом? |
Автор: | Mazur4ak [ Сб авг 04 2018 06:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Дальноходный электролигерад |
Mazur4ak писал(а): Аморт (пружина) на растяжение. Конечно, можно установить и стандартный аморт, но это не так просто. |
Страница 13 из 17 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |