В этой статье я хочу поделится опытом конструирования велоприцепа для велосипедных походов. Вопросы нужен ли прицеп, не нужен, для чего нужен это вопрос не этой статьи. Я решил, что прицеп мне нужен. Так как я человек полный то появляется необходимость разгрузить заднее колесо. В прошлом сезоне с прицепом проехал около 1500 км. Три полноценных больших похода 2-3 к.с. и несколько выездов.
Пару слов почему была выбрана именно такая схема прицепа. Прицеп для велопоходов которые включают не только асфальт не должен влиять на проходимость велосипеда. Поэтому все двухколесные варианты отпали сразу. С ними только на асфальт. Одноколесный прицеп с низкой платформой не понравился прежде всего большой длиной и низкой платформой. Низкая платформа это минус к проходимости. Еще, как правило, колесо такого прицепа другого диаметра что требует отдельного ремкомплекта. Крепление на ось было выбрано по причине того, что крепление за подседельный штырь съедает место на багажнике. А на багажник можно поставить небольшую сумку для полезной мелочи или небольшой велорюкзак. При конструировании прицепа постарался максимально укоротить длину связки велосипед+прицеп. Максимальный вертикальный угол отклонения прицепа с установленным багажником около ±30 градусов, что более чем достаточно для обеспечения проходимости. Как показала практика, выбор схемы и конструкция оказался правильным.
По проходимости могу сказать следующее, там, где может проехать велосипед, пройдет и прицеп, была возможность испытать в самых разных условиях и на самых разных дорогах. Езда с прицепом ничем не отличается от езды без него. Ощущение такое, что просто едешь на тяжелом велосипеде. Никаких эффектов опрокидывания велосипеда замечено не было. За счет более низкого центра тяжести ехать приятней чем с велорюкзаком. Радиус поворота остался такой же, как и без прицепа. Прицеп идет след вслед велосипеду. Максимальная скорость, до которой разгонялся с прицепом по трассе (если верить велокомпьютеру) 49,6 км/ч. Некоторые пугали, что при езде будет разбиваться задняя вилка, пока признаков такого не замечено. Мне кажется, что вилка будет разбиваться при наличии люфтов и следовательно ударов в узле крепления. Первый вариант узла крепления был с люфтом, как продольным, так и поперечным. Были продольные удары и возникли резонансные колебания прицепа на скорости 17-20 км/ч. Во втором варианте продольный люфт был убран полностью и подогонкой размеров гаек практически сведен к нулю поперечный люфт. Плюс ширина вилки примерно на 10-15 мм больше посадочного места, что при креплении прицепа создает натяг и дополнительно убирает все люфты. На небольшие расстояния прицеп без проблем переносится на лямке через плечо. Колесо прицепа надо накачивать на давление не более 1 кг. При большем давлении прицеп прыгает на каждой кочке.
Теперь немного о недостатках. Куда ж без них.
Во первых: вес самого прицепа не равный нулю (как и любой прицеп в принципе). Вес моего прицепа около 6-7 кг.
Во вторых: необходимость дополнительной подножки под прицеп чтобы не нагружать раму велосипеда. Да и с одной подножкой конструкция получается очень неустойчивой.
В третьих: очень трудно двигаться задним ходом. Из за большей длины, несколько сложнее парковка.
В четвертых: загружать прицеп можно только в стоячем положении (как и любой одноколесный прицеп), но дополнительная подножка на прицепе решает проблему. В принципе велосипед все время стоял на подножках и клал я его только на ночь. Причем я без проблем клал и поднимал велосипед с полностью загруженным прицепом.
В пятых: ремонт заднего колеса требует отсоединения прицепа. Крепление хоть и быстросъемное но все же. Отдельным плюсом тут является то, что разгрузки прицепа для данной операции не требуется. Загруженный прицеп без проблем отсоединяется и присоединяется. Это ценно и при перемещении в транспорте.
В шестых: если уж надо велосипед тащить, то тащить надо вдвоем (что впрочем недостаток всех прицепов).
Ну и в седьмых: требуется дополнительное место для перевозки (как и любой прицеп). Но так как все сумки легко съемные то для поезда это не должно стать проблемой. Пока с прицепом ездил только в электричках.
Основой прицепа послужила старая рама от велосипеда «Турист». На остальные детали была взята стальная трубка 12х1 и стальной лист толщиной 1,5, 2 и 3 мм. Вилки узла крепления выполнены из стали 6 мм. Фиксаторы сделаны из старых спиц. Колесо такое же по диаметру, как и основные колеса велосипеда (взял самое недорогое). Никаких подшипников качения в конструкции нет простые стальные втулки и капролоновые шайбы. Объем сумок 2х30 литров плюс несколько карманов для чехлов и мелочи и два задних кармана для бутылок по 1,5 л. На сумках нашиты светоотражающие ленты. Сумки пошиты их ПВХ ткани (низ и сторона колеса) и кордуры. Есть водоотталкивающие чехлы для сумок. Сверху прицепа сделана платформа на которую можно прикрепить коврик, палатку и т.д.
Крепление прицепа на заднюю ось. Для крепления прицепа пришлось делать специальные гайки и точить удлиненную заднюю ось так как найти нужный дюймовый метчик для гаек по адекватной цене не удалось, а метчик 10х1 был в наличии. Вилка прицепа одевается сверху на гайки и фиксируется фиксатором. Затем до упора закручиваются шайбы.
Так же в комплекте с прицепом сделал передний багажник для перевозки воды 4 бутылки по 2 л. Багажник выполнен из стальной трубки 10х0,8 мм. Крепление к вилке хомутами. Чтобы багажник случайно не сполз вниз он специальными кронштейнами крепится на крепление вибрейков. За счет низкой посадки, небольшого плеча и равномерного расположения относительно оси вращения дополнительная нагрузка в 9 кг (вода+ремнабор) практически незаметна и не влияет на управляемость. Высота сумок багажника и прицепа от земли выбрана таким образом чтобы при езде не цеплялись за бордюры. В походах буквально несколько раз, когда пришлось ехать по глубоким вымоинам сумки касались земли. Крепление сумок с помощью петель и алюминиевой трубки и застежек на липучках позволяет их легко снять и одеть в случае необходимости.
В общем от эксплуатации прицепа у меня сплошной позитив. Буду использовать его и в дальнейшем.
Ссылки на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=jfc3qgFfOAw&t=23shttps://www.youtube.com/watch?v=I_GfDKDD3hE