Условия, которые сделают посадку с лигерадом проще:
1. Брать места в конце вагона и первому в него заходить. Пока придут соседи я успеваю загрузиться и переодеться.
Почему так: в конец удобно заходить и спокойно грузиться. В случае покупки мест в начале или середине вагона вам будут мешать (и вы им) пассажиры идущие к своим местам. Первому заходить нужно по этой же причине - чтобы по свободному проходу дойти до своих мест в конце, притом что немаловажно пока пустых мест. Полки свободны от чьей либо поклажи и никто на мозги не капает по типу - "как ты это будешь грузить" или "ой, вы сейчас это на меня уроните".
Бывало ездил и в начале вагона, в общем-то менее удобно грузиться, но можно. Главное быстро.
Выходить в обратном порядке, но сильно не тупить (можно в отстойник уехать)
В кратце правило такое: если места в конце вагона - заходить первым, выходить последним.
Если в начале вагона заходить последним, выходить первым, НО: зайдя последним можно обнаружить занятые полки и нежелание пассажиров перемещать свои вещи. При выходе нужно быстро шевелиться и желательно заранее вынести лигерад в тамбур (что практически нереально, проводник орет что проход загородил и обычно там уже наставили сумок более торопливые) Поэтому лучше никуда вообще не рыпаться пока основная толпа не выйдет. Меньше будете толкаться и слушать ругательства в свой адрес.
2. Ехать в поездах со станции формирования, то есть садиться в пустой поезд. Если поезд проходящий, то как правило пассажиры уже расположились и полки как правило заняты. Можно конечно подвинуть или переложить (если есть куда), но не каждый пассажир адекватно отреагирует на ваши действия, особенно ночью (я так садился на боковушку в проходной поезд в Самаре, идущий из Уфы. Благо в моем отсеке ехали только парень с девушкой с минимумом вещей, остальные соседи сели далее) Но лучше так не рисковать.
Собственно этот пункт обеспечивает успех первого пункта.
Из этого следует что маршрут похода, который подразумевает выброску на поезде желательно проложить с завершением в населенном пункте где формируются поезда дальнего следования. Можно конечно садиться и на проходящий, кому как нравится и смотря где маршрут кончился. Сложности этого описаны выше.
Как не сложно догадаться, заброску можно делать на любую промежуточную станцию, главное заранее вынести шмурдяк ближе к выходу (поезда на некоторых станциях стоят пару минут). Так однажды проводник поздно меня разбудил и я бегом носился с вещами к выходу (стоянка была 2 минуты). А перед Тамбовом мы (7 человек) за 1 минуту вышли благодаря предварительной подтасовке вещей к выходу (поезд стоял 2 минуты)
3. Начиная с перрона иметь бравый вид. Никакой растерянности на лице и в мыслях. Люди это чувствуют и относятся соответственно. Грудь вперед и
на амбразуру к проводнику с паспортом и билетом. На вопрос проводника уверенно говорим что в чехле спортинвентарь. Если проводник начнет нервничать, то добавляем ему что мол я уже не первый раз в поезде так езжу и даже на самолете летал (я говорю так и это правда) Обычно опытный проводник знает как возят велосипеды и даже вопросов не задает.
В любом случае при упертости проводника нужно звать начальника поезда. Бывает что проводник боится брать на себя ответственность и успокаивается только после дающего добро начальника поезда (был такой случай когда я ехал из Питера)
Так же начальник поезда помогает от проводника-вымогателя, если конечно они не в банде
. В таком случае есть правила перевозок (у меня таких случаев не было)
Если не хотите заставлять нервничать проводника по поводу лигерада (от одного вида которого возможно проводник станет мокрый как мышь), то есть вариант разобрать и упаковать в чехол лигерад вне зоны видимости проводника и уже упакованный нести к вагону (если не лень конечно) Хотя по мне так это глупая затея. Но до сих пор помню лица проводниц, которые с ужасом посмотрели как я подкатил к вагону с твердым намерением ехать с лигерадом в поезде. Это было при поездке в Брест и затем в Калининград (Вильнюс). Причем не только проводницы, но и ожидавшие посадки пассажиры с интересом наблюдали как я начинал разбирать лигерад. К концу упаковки уже никто не смотрел, ибо все поняли как оно разбирается/упаковывается и уже не интересно.
4. Иметь велочехол или хотя бы как нибудь замотать технику в пакеты. И проводнику с пассажирами спокойнее и вам удобнее. Кстати, не упакованный велосипед\лигерад проводник имеет полное право не допустить к провозу. И я полностью с этим согласен. Так что не обижайтесь, я вас предупредил.
Если техника грязная, то желателен чехол без дырок (у меня однажды из чехла потекла вода
. Во время езды под дождем в раме собралась вода и вытекла при удачном положении рамы). Обычно дырки появляются после перевозки в самолете, но у меня они появились еще раньше, когда в Карелии наша большая компания (10+ человек) развлекалась вечером кидая газовые баллоны в костер. Один чел сидел на моем чехле и во время команды "Атас" залег за бревно, а уголек прилетел прямо на чехол и прожег насквозь.
Так что если есть дырки в чехле или упаковке, то перед поездкой нужно привести технику в порядок. Когда из свертка капает грязь или вода это не есть хорошо. К тому же это противоречит правилам перевозки багажа и просто плохо по отношению к соседям по отсеку.
5. Это очень сложно предугадать, но желательно выбирать вагоны без перегородок, чтобы предыдущие пункты выполнялись быстрее и проще. К сожалению перегородок не имеют только старые вагоны. Новые делают с ними. Поэтому я стараюсь ездить простыми поездами, а не фирменными. Кому-то это будет в ущерб удобству, но я пишу про себя, мне главное чтобы лежать можно было и лигерад куда положить, остальное лирика. Бывает что поезд формируется из разных вагонов и тут уже как повезет.
С перегородкой тоже можно ездить, но лигерад лежит менее устойчиво и понять как его положить в первый раз (да и второй и третий
) немного сложновато. Плюс его передняя часть с педалями висит над проходом, что наверное немного напрягает пассажиров-параноиков. Еще в таком варианте сложнее разместить на полке вместе с лигерадом другие вещи.
Но жить и ехать можно, так что не стоит сильно бояться перегородок. Главное чтобы соседи не везли с собой целый гардероб барахла.
Из этого следует компромисс: или без перегородок, но в старых вагонах с минимумом удобства, или с перегородками, но в новых вагонах с коврами на полу, кондиционером, биотуалетом и прочими приблудами. Выбор за вами.
6. При пересечении границы спокойно отвечать на вопросы таможенника. Причем желательно отвечать односложно, дабы не вводить должностное лицо в лишние осмысления ваших слов.
Например у меня из раза в раз именно так:
Т:
Что это такое???Я:
СпортинвентарьТ:
Точнее???Я:
ВелотехникаТ:
Счастливого пути Именно такой диалог у меня с Украинскими и Российскими таможенниками на протяжении всех проездов границы (один раз только попросили расстегнуть молнию и визуально осмотрели лигерад)
Литовские вообще на лигерад ноль внимания.
Таким же спокойным голосом ответить "Нет" на вопрос: везете ли вы запрещенные вещи, наркотики, оружие, задекларированный багаж.
Шутить и общаться на другие темы с погранцами и таможенниками не советую, они этого не поймут, а скорее всего могут заподозрить что мозги заговариваете с целью скрыть что-то (профессиональная подозрительность) со всеми из этого вытекающими последствиями.
Просто держитесь уверенно (но не надменно) и отвечайте на возможные вопросы. Таможенник сам посветит фонариком в подозрительные места и сам спросит интересующие его вопросы, а может уйти даже не спросив ничего. Вся процедура занимает от силы минуту, если конечно ваш сосед на нижней полке не Усама бен Ладен.
Так же не советую пытаться уехать из страны при неоплаченных алиментах, кредитах или другой финансовой задолженности (при мне в Белгороде парня сняли с поезда за неоплаченные алименты). Таким образом систему не обманете, а себе отдых испортите.
...............................................................................................................
Лигерад готов для перевозки в поезде:
Перевозка лигерада в вагоне с перегородкой:
Перевозка лигерада в вагоне без перегородки: