Наконец то, закончил свой очередной проект. Что получилось на картинках. Решил попробовать переднеприводной с подвижной кареткой. К такому решению пришел, что бы получить лучшую (на мой взгляд) эргономику и при этом сохранить колеса приличного размера. Пользуясь советами прошедших по этому пути, остановился на таких параметрах: наклон рулевой 55*, трейл 135-140, база 1300, высота каретки 580, сиденье 600, планетарка SRAM на семь скоростей. Правда наклон рулевой хотелось 60-65, но еще на стадии проектирования понял, что бы сохранить задуманную конфигурацию рамы придется чем то жертвовать. Следуя теоретическим заветам, максимально удалял каретку от рулевой оси, каретку выбрал самую узкую, все, что бы уменьшить раскачку при педалировании. Удаление каретки вперед ограничивается близостью промежности к рулевой колонке. Но реально все не так страшно, расстояние в 35-40 см от рулевой до упора копчика на сиденье, оказалось вполне достаточно.
Особо легким аппарат не получился, особенно передняя его часть, львиная доля приходится на переднее колесо с планетаркой. Да и вилка содержит много деталей, которые пришлось делать из относительно толстых трубок 1,5 – 2 мм. Более тонкая стенка экзотика. Рулевая ось с подшипниками тоже не легкий компонент. Но во всем можно найти положительные стороны, аппарат легко переносится одной рукой, с удобным хватом за руль. Это делает возможным перемещение по лестницам, предыдущую конструкцию можно было нести только двумя руками, второй приходилось придерживать руль. Рама: труба 48.3 стенка 1,5, труба гнулась на заказ, стоило относительно недорого, единственный минус пришлось покупать 6 метров трубы, меньше не продавали. Сиденье уже проверенная временем конструкция, перекочевала с предыдущей версии.
Про изготовление рассказывать особо нечего, как всегда большую часть времени съело ожидание, пока токарь или гибщики соизволят взяться за твой заказ. Могу немного отступить на философию, маленький заказ всегда откладывается на потом. Иногда выгодней доплатить за срочность, но это сразу плюс 30-40 евро, к заказу за который с тебя по хорошему возьмут 10. Тут проблема конструкционной проработки, в этом проекте у меня оказалось (пока) только одно проблемное место, вынос руля. Из-за которого пришлось обращаться к токарю трижды, это кстати заняло больше двух недель, хотя чистое время на изготовление: первых токарных заготовок, закупку труб, гибку и сварку составило меньше двух недель. И еще неделя на установку всей навески. Но правда, предварительное планирование и конструирование заняло пару месяцев. Эти два месяца весной я лежал в гипсе, так что мне было чем заняться. Но зато хорошо продуманная конструкция и делается быстрее, чем меньше мест остается на «сборку по месту», тем быстрее и точнее идет работа. Хотя сборка единичных конструкций без хорошего кондуктора, добавляет проблем. Уже при установке цепи выяснилось, что немного нарушена соосность колеса и каретки, расхождение в пару миллиметров, но исправление требует минимальной сварки, а значит перекраски. Короче поскольку на скорость это не влияет (я понимаю конечно, проблемы с потерей КПД), но на фоне потерь в планетарке это ерунда.
Итак в началу июля конструкция была готова к ходовым испытаниям. Вот здесь то и начала в полный рост вылезать конструкторская недоработка - вынос руля. Уже при первых попытках тронутся он повел себя недостойным образом, сперва проворачивался на рулевой оси, после попытки «мертвой» фиксации стал гнуться сам. В итоге решил сделать новый, уже легкий алюминиевый с учетом предыдущих промахов. Нестандартные размеры потребовали обращению к токарю, от него требовалось сделать две элементарные втулки, но блин, это заняло неделю, это и ссылки на занятость и поиск материала. Потом еще три дня ждал. Пока, сварщик, сварит эти заготовки (сварка алюминия стоит недорого, но нужно ждать). Время, лето идет а испытания не начать, все это начинало, мягко говоря, расстраивать. Но вот вынос готов и зафиксирован, начинаются и через несколько раз прекращаются попытки тронуться. Вынос тупо сломался! Тонкая алюминиевая втулка просто не выдержала нагрузки, да, ошибка конструктора. Следующая попытка была сделана на другой день, токарю заказаны простые черные втулки, которые тут же были сварены, изготовлены проушины и установлены на место (на это раз все вместе заняло часа четыре), На скорую руку получилось не очень солидно, зато работоспособно.
Следующий этап чуть не кончился сдачей конструкции в утиль. Я никак не мог тронуться! Многочисленные попытки проехаться возле гаражей а потом на дачном участке, приводили к быстрому заваливанию. Да аппарат был взят на выходные на дачу что бы в спокойной обстановке попытаться освоить технику. Но попытки предпринятые днем ничего не дали. Настроение близилось к тому, что бы взяться за флекс и покончить со всей этой фигней. Вечером, когда дети улеглись, но еще не совсем стемнело, сделал еще одну попытку, выкатил аппарат на ровный асфальт и со второго раза поехал! Причем с места (без толчка, а просто нажатием на педаль). Быстро понял, что я делал не так, попытки тронутся, на узкой полоске среди гаражей не давали места, для простого руления и приходилось соскакивать. А попытки на траве участка или на прилегающей грунтовке, с учетом узких сликов, делали эти попытки бесперспективными. Короче техника поехала. На другой день с утра устранил мелкие шероховатости, между рамой и вилкой намотал камеру, что бы уменьшить заваливание руля и начал нормальную обкатку. Уже после первых пробных километров по поселку смог нормально поехать с детьми, то есть маневрирование позволяло ехать даже по узкому тротуару и нормально разминаться с встречными пешеходами или велосипедистами. Порадовала задняя подвеска, конструкция немудреная, но комфорта добавляет изрядно. День третий. Была предпринята первая поездка по реальному шоссе, с хорошим асфальтом. Я отъехал на 12 км от своего поселка и свернул на грунтовку, не очень хорошая управляемость на асфальте сменилась быстрым падением на песке. Правда виноваты были узкие и голые слики, короче на скорости километров 15-20 я совершил зигзаго образный пируэт и оказался на земле. Вот великое преимущество рикамбетна, падать не так высоко, на обычном велосипеде пришлось бы, кувыркнутся через руль. Ну короче езда по грунтовке на сликах мне не понравилась, вернулся на асфальт о поехал обратно пытаясь привыкнуть к диковиной управляемости.
По возвращению домой созвонились с Zmurом, и вместе прокатились. Причем он сел и тронулся с первого раза без проблем. Управляемость ему тоже показалась странной. Поездка закончилась быстро, через 7-8 километров передний слик был пробит на безобидной в общем ямке и на небольшой скорости. Запасной камеры не оказалось и пришлось возвращаться за машиной и производить эвакуацию. Это поставило последнюю точку на переднем слике, он был заменен, на широкую резину с высоким профилем. Тут выяснилась корень проблемы с плохой управляемостью, переднее колесо было неправильно отцетровано. Оно было снято с старого проекта, где спицовка была необычной, с одной стороны спицы стояли почти вертикально, перед установкой я немного его поправил но оказалось недостаточно. Установив новую резину, предпринял первую полноценную прогулку, по одному из любимых маршрутов. Управляемость на скорости стала гораздо лучше, кстати я уже обошелся без намотанной камеры в качестве успокоителя. 50-ти километровая поездка по знакомому маршруту показала многое. И хорошее и плохое, хороша оказалась посадка, лучше, чем на предыдущем варианте с очень высокой кареткой. Хороший обзор. Из минусов, не самый правильный руль. Поднятый высоко педалировать он не мешает, но руки хотелось разместить пониже, причем надо сохранить возможность широкого и узкого хвата. Широкий, на маленьких скоростях с маневрированием и узкий шоссейный. Обязательно нужны контакты, после первой половины пути ноги иногда норовят соскользнуть вниз. Самое скверное, плохой накат, тут я больше всего грешу на планетарку. Даже без нагрузки колесо по инерции делает пару оборотов и все, колесо с обычным «фривилом» после такого же толчка сделает оборотов пять. Конечно надо подождать пока втулка обкатается, но пока это напрягает, я и так выкинул оттуда внутрений штатный тормоз (он тоже немного касается и тормозит втулку) . Хотя при педалировании, разница пожалуй невелика. Спидометра пока нет, уже понятно, что теоретический расчет звезд был правильный. Смысл в том, что бы основная крейсерская скорость приходилась на прямую, 4-ую передачу, там наилучший КПД. Правда 6 и 7 передача, становятся бесполезным приложением, но что сделаешь, продукция серийная, хотя я бы предпочел общий диапазон поменьше, но и с меньшим шагом между передачами.
Прошел месяц. Неустойчивая погода не позволяла регулярных поездок, но все же удалось накатать километров 350. Обкатка принесла положительные плоды. Накат стал лучше, я почти привык к переднему приводу. Установленные контакты заметно улучшили комфорт, даже рулить стало как то легче. Предпринял одну дальнюю (по своим меркам) поездку – 90 км. После четырех часов не напряжного кручения педалей, добрался до места назначения. Нервы изрядно потрепал только первый городской участок, километров 10 с многочисленными светофорами, пробками и т.д. Трудно тронуться, когда рядом стоят машины и нет места для маневра, так я трогаюсь нормально, но пока разгоняюсь иногда приходиться вильнуть и нужен «коридор» шириной где то в метр. На скорости необходимый «коридор» заметно сужается. Хотя время от времени даже с какой-то регулярной периодичностью появляются «клевки» в левую сторону. Еще одна проблема, трудно выполняется маневр обгона или объезда, легко начав поворот аппарат стремится углубиться в поворот, скажем так явно выражена избыточная поворачиваемость. Думаю все это связано с слишком большим углом рулевой колонки + большая масса сосредоточенная впереди от оси поворота, это каретка с педалями, планетарка, часть рамы. На большой скорости, при спуске с моста за 50, очень коварно проходятся неровности, тебя подкидывает и начинает плавно заваливать на бок. Здесь приходится рулить, но в целом если не разгонятся больше 40 проблем вроде не возникает.
Еще есть целый букет ощущений от планетарки, как я уже писал 6-7 предача фактически не используются. 6-ую еще можно использовать при спуске с горы, но 7-ая совершено лишняя. Причем все остальные передачи, включая первую, на месте. Делать первую ниже нет никакого смысла, на ней легко тронутся, но даже в самую крутую горку забираюсь на второй. Шаг переключения очень большой 18-24%, это конечно плохо, да и само переключение происходит не очень легко. Во первых переключается только с паузой в педалировании, педали должны полностью остановиться, ручка переключения довольно тугая. В общем начиная подъем нужно заранее ставить передачу на которой пойдешь до вершины, переключиться на подъеме тяжело. Утешает что прямая 4-ая передача очень на своем месте, скорости от 24 до 30 км/ч, как раз для нее. Да и возможность включить первую передачу стоя на месте, тоже дорого стоит, тронутся на второй гораздо труднее.
В голове уже сложилось, что нужно будет доделать зимой. Планетарку заменить, на простую кассету. Только боюсь, передач станет в результате еще меньше. Из-за малого расстояния от каретки до втулки колеса будет создаваться большой перекос цепи. Еще надо приварить уши на вилке и на раме и поставить две пружины, что бы придерживали руль в центральном положении. Заваливающийся руль раздражает. Даже к стене прислонить трудно. Раму надо будет укоротить миллиметров на 100. Первоначально я его делал с возможностью широких регулировок, но понял, что смысла нет. Предлагать желающим покататься, он не годится. Неподготовленный человек на таком сразу не поедет, упадет пару раз и вообще разочаруется. Все таки, заднеприводной освоить начинающему гораздо легче.
детали из токарки
согнутая труба
процесс
это майка (вид со спины) после пробной поездки.
Хотя не планировал делать его складным, но процесс сборки разборки до таких габаритов занимает минуты 2-3.