9 июля, ясно, холодный ветер.
Nordkapp Camping - Nordkapp - Nordkapp Camping. Пройдено 54 км на велосипедах и 18 пешком.
Алексей разбудил нас рано. Выйдя на улицу я увидел что солнце ярко светит в небе в гордом одиночестве без облаков. Погода сама нас гонит на покорение края света)
Собрали шмотки и закинули все в палатки. С собой взяли по минимуму. При выезде из кемпинга зашли в администрацию с целью решить насчет этой и второй ночи. Нам как всегда повезло - девушка говорила по-русски)
Ева из Латвии. Оплатили ночь и Ксю захотела взять номер. Взяла такой что я даже не стал узнавать сколько стоит. Потом отдал в рублях вместе с остальными долгами. Решив все вопросы мы двинулись в путь. Сразу же начался длинный тягун извиваясь среди сопок. Кругом ходили олени. Наконец забрались на плато и дорого стала более ровная. На площадке стоял автобус и много людей наслаждались видом. Мы тормознулись там передохнуть. Сразу за площадкой был спуск вниз почти на 200 метров, а потом вверх.
И оттуда, снизу на нас выехал велосипедист в майке
Было очень ветрено и ветер холодный. Одеты мы были хорошо. Парень оказался француз. С другой стороны я его понимаю, когда едешь в горку, ужасно жарко.
Поехали дальше. На спуске я разогнался до 75, но после небольшого поворота дороги ветер ударил в меня с большой силой и более разогнаться не получилось (((( А ведь запросто мог побить свой рекорд в горах Германии - 79 км/ч. Начался самый долгий тягун. Шел пешком. Потом спуск и еще один. И потом еще. Нервы уже не выдерживали. Радовало что цель уже виднеется. Наконец последний подъем и вот уже проезжаю КПП, естественно не заплатив ни копейки (привет жиробасам-водятлам на ведрах)
Оставили велосипеды и отправились в туристическое здание. Сначала купили сувениры, затем сделали "золотой" обед. За соседним столиком затем оказался мотоциклист-соотечественник. Перекинулись последними новостями. Затем прошлись по подземным этажам комплекса. Там наподобие музея сделано.
Наконец идем на сам край мыса к монументу земному шару. Один немец заинтересовался моим лигерадом и я его усадил на него
) Да еще и сфоткал на его фотик, пусть на память будет. Там же встретили Эмиля. Он приехал в полном облачении, с прицепом
Может он будет ночевать в другом кемпинге, поэтому и взял весь шмурдяк?
Дима попросил сфоткать нас девушку, как же без фото всей группы на фоне мыса
Поехали обратно. Вернее до парковки где начало тропы на настоящий край света - мыс Кнившелльодден.
Поставили велосипеды и скрепили их тросом. Тропа идет по каменистой тропинке. Навигация состоит в том, чтобы идти от башенки к башенке из камней. Кто их сложил не знаю, но спасибо им за это. Путь в один конец под 9 километров. Шли около трех часов.
Затем выйдя на берег увидели Нордкап со стороны
Пообедали на мысу, я заодно нашел тайник.
Путь обратно был тоже три часа, но мне показался легче и быстрее. Несмотря что шли с набором высоты в 300 метров. Вот трек
пути туда.Для ног пешка оказалась хорошей разминкой после долгодневного педалирования. Обратно доехали довольно быстро, все таки спусков было больше. Приехали в кемпинг около полуночи. Каково же было мое удивление когда я увидел Эмиля на кухне. То есть он лазил такие перепады высот с огромным прицепом
Лосяра натуральный.
Сил у меня хватило только на поесть и помыться. Паром завтра в 3 часа, а это значит что мы выспимся. Лег в кровать и тут же уснул. Как в армии
Набор за этот день составил около полутора тысяч метров
10 июля, ясно.
Nordkapp Camping - паром Finnmarken - парковка. Пройдено 52 км.
Хорошо выспались и не спеша поехали в Хоннингсвог. Сначала заехали в магаз, а потом по городу. Наконец погрузились на паром и сели на палубе под шлюпками. Цена на паром 285 крон.
Дорога заняла два с половиной часа. Довольно скоро мы пришвартовались в поселке Кьёллефьорд.
Естественно сразу начался набор высоты на плато. Потом спуск и снова набор. Наконец окончательно выехали на плато и ехали по самой настоящей тундре. Правда было жарко и дул теплый ветерок.
Наметили место ночевки около фьорда. Спуск к нему вниз был хороший. Внизу все зелено, цветет.
Поужинали на парковке за столом и затем отошли от дороги, туда где снегоход стоит. Прямо около него и лег (лениво было гамак доставать и вешать его на эти хлипкие деревья)
11 июля, плотная облачность.
Парковка - парковка. Пройдено 101 км.
После завтрака нас ожидал офигенный подъем на плато (обратно набирать то, что спустили вчера вечером) Где пешком, где со скрипом и пердежом наконец мы покоряем вершину перевала в 350 метров. Далее вниз к фьордам. Солнце сквозь плотные облака не пробивает свои живительный лучи и поэтому мы были упакованы как в буран. Холодный ветер способствовал этому.
Вчера в Хоннингсвоге я купил бутылку воды, вернее думал что это вода. Отпив я офигел. Это оказался очень сладкий концентрат. Он очень понадобился при езде вдоль фьордов. С гор постоянно текла вода и набрав этой воды во флягу и разбавив сиропом я получал офигенный напиток. Просто талую воду не могу пить. Не вкусная.
Дорога иногда убегала от фьорда и переваливалась через сопки. Приходилось то одеваться, то раздеваться.
В центральном городе коммуны - Лебесбю. Там же магазин у дороги. Этакий мини-супермаркет и вмонтированное в него кафе. Только подкатил к магазину и начался слабенький дождик. Место жопа жопой, а в магазине есть всё.
Даже газа для горелок нескольких видов и размеров баллона. Даже стограммовый, которых вообще никогда не видел. Как обычно покупка всякой фигни и кафе. Пока сидели дождик кончился. Едем дальше.
Снова набор высоты на плато. Снова с помощью пердежа, скрипа и какой-то матери. Дорога приняла паршивый вид, а потом вообще закончилась
Пошла грунтовка. Спешу вас успокоить, это всего лишь ремонт. Кладут новую. Отрезок без покрытия был несколько километров и затем снова дряная дорога с выбоинами. Наверное наши клали.
Спускаемся в долину реки и там на парковке и ночуем.
12 июля, переменная облачность.
Парковка - парковка. Пройдено 120 км.
Вылезать из гамака ужасно не хотелось. Хотелось лежать еще весь день. Так бы наверное и было если бы Ксю не вытащила меня оттуда со всеми потрохами
) Я почувствовал себя новорожденным жирафом, ведь они тоже выпадают из матери на землю с высоты. Только мне повезло больше, ибо жирафенок падает с гораздо большей высоты
Все как всегда: завтра, сборы и в путь.
Спуск к фьорду, затем перевал и новый спуск к фьорду. Затем снова так же. Всего было три фьорда.
Напрыгавшись наконец выезжаем к дороге вдоль реки Тана. На заправке делаем перекус. Вдоль реки ровная дорога 23 километра. Музыка достала и я решил дослушать до конца "Секретный фарватер". Как оказалось фон Цвишен расстрелял доктора Гейнца, хотя по фильму было не так.
23 километра пролетели как миг. Все таки магистральные, шоссейные пробеги моя стихия. В городке Тана Бру снова супермаркет. Так же зашли в спорттовары. Тоже есть все. Правда цены писец. Для нас естественно. Для них с их огромными зарплатами это нормальные цены.
Пересекаем реку по навесному мосту и снова едем по плато.
Новый спуск и новый фьорд. На этот раз Варангер-фьорд. Именно там по книге якобы погиб Герхард фон Цвишен, капитан Летучего Голландца.
Эта дорога особо ничем не приметилась. Вверх через сопки, вниз с них, просто вдоль воды. В местечке Гандвик начали искать место для ночевки. Указатель показывал что через два километра будет место отдыха. Ксю поехала вверх на перевал на разведку. Вернулась и сказал что там супер. Поднялись и действительно: огромная площадка, много столов, песочницы, туалеты. Впервые повесил гамак без деревьев. Для прохладной погоды получилось даже лучше. Низко и почти не дует.
Туалеты стали для меня приятным шоком. Чисто и висит график с отметками об уборке.
Если бы на улице было холодно, то я бы переночевал в этом туалете. У нас не во всех гостиницах так чисто как в этом туалете. При том что туалет находится в тундре, далеко от туристических маршрутов. Короче в жопе Норвегии. Еще забыл сказать что нам встретилась машина, которая моет боковую полосу от пыли. Тоже в жопе страны. Впервые спал в гамаке, но на земле
Сегодня у нас рекорд путешествия - пройдено 120 километров за день
13 июля, плотная облачность, пару раз за день дождик на 5-10 минут.
Парковка - Kirkenes camping. Пройдено 89 км.
Этот день состоял из сплошных спусков и подъемов. Дорога как будто издевалась над нами в конце путешествия.
Около аэропорта Киркенеса с войны остались позиции зенитной артиллерии - окруженные бетонными стенами точки. Перед кемпингом по традиции тягун. Зато по подъему нас порадовали цены - 500 крон на домик. Дешевле в Норвегии еще не было.
Закинули шмотки и поехали в ближайший город в магазин. Он оказался закрыт, воскресенье же. Поехали в Киркенес, думая что там должно что нибудь быть. По велопешеходной дорожке я ехал первый и увидев пару с коляской спросил у них говорят ли они по-английски. Оказалось что они говорят по-русски
) Девушка рассказала что в воскресенье ничего не работает, кроме заправок. Метнулись обратно к заправке. Там магазинчик работал. Затарились и поеду. Вернулись "домой" и легли спать. Завтра вставать рано, в магазин закупаться на дом и на границу. Водитель будет ждать на нашей стороне.
14 июля, облачно, в Мурманске ясно.
Kirkenes camping - граница погранзоны возле поселка Никель. Пройдено 34 км.
Дима с утра приготовил омлет. Было вкусно, но кастрюлю я потом дома оддирал долго)))
Приехали в Rewe (супермаркет) и закупились домой. В 8 утра выехали в направлении границы. До нее было 12 километров. Алексею позвонил водитель и сказал что его не пускают в погранзону, а это значит что от погранперехода нам еще около 20 км пилить.
На границе немного постояли, автобус был и народу много. Собака с погранцом проверили сумки.
Наконец мы едем. Сразу чувствуется неровность асфальта. Хотя для России этот асфальт считается очень хорошим. Впрочем скоро дорога начала сменяться на очень поганые. Я уже не обращал внимания, главное было доехать до места дислокации нашего водителя.
Ехали по бывшей финской территории Петсамо. Присоединена к СССР по результатам советско-финской войны 1941-1944. Так же известна как область Печенга. Наконец вижу знакомый старенький Мерседес. Грузимся и едем в Мурманск. По пути спим, заезжаем в кафе и на памятник героям заполярья.
Немного истории той страшной войны:Действия немецкого горного корпуса "Норвегия" и финских войск.
Цитата:
Горный корпус «Норвегия» перешёл в наступление 29 июня 1941 года в 3-30 на участке от Печенгской бухты до Луостари. Кроме того, южнее в 88 километрах частное наступление к северу от реки Лутто на Ристикента проводил финский батальон «Ивало». В полосе наступления держали оборону пограничные части, 23-й укреплённый район и 14-я стрелковая дивизия, двумя полками начавшая разворачиваться по границе с 22 июня 1941 года. Первыми в бои с противником вступили пограничные войска НКВД, так, одна из застав держала оборону в течение 19 дней, отбив 60 атак, и оставила заставу по приказу. Однако в целом пограничные части были быстро смяты. Уже через три часа 3-я горнострелковая дивизия, наступая от Луостари в направлении озера Чапр начала переправу через реку Титовку, имея в виду дальнейшее наступление на Мотовку. 2-я горнострелковая дивизия также наступала без проблем, исключая левофланговый 30-й горнострелковый полк, в чью задачу входило овладение полуостровом Рыбачий, где держал оборону 23-й укреплённый район. Полуостров Рыбачий так никогда и не был взят немецкими войсками: всего, чего удалось добиться — это к 4 июля 1941 года блокировать полуостров с суши. В это время, уже 30 июня 1941 года части 2-й горнострелковой дивизии, преследуя не успевший укрепиться 95-й стрелковый полк 14-й стрелковой дивизии, а затем и 325-й стрелковый полк взяли Титовку.
Между тем, немецкое командование, столкнувшись с оказавшимся отсутствием дороги от реки Титовка на Мотовку, было вынуждено сменить свои планы и вернуть 3-ю горнострелковую дивизию, чтобы направить её вслед за 2-й горнострелковой дивизией, а одним, успевшим переправиться полком, двигаться вдоль реки на север, где соединиться с частями 2-й горнострелковой дивизии.
Части горного корпуса, продолжив наступление, вышли к губе Западная Лица и одноимённой реке, и с 6 июля 1941 года приступили к форсированию реки. К тому времени, на рубеже реки развернулась 52-я стрелковая дивизия и приведённые в порядок части 14-й стрелковой дивизии. Завязались тяжёлые бои, к концу дня сумел форсировать реку только один батальон 2-й горнострелковой дивизии и два батальона 3-й горнострелковой дивизии сумели создать предмостный плацдарм шириной чуть больше полутора километров. Советское командование, наряду с упорной обороной рубежа реки уже 6 и 7 июля 1941 года высадило десанты на южном и западном берегу губы Западная Лица, и вследствие этого, немецким войскам пришлось выделить силы на прикрытие своих войск с севера.
7 июля 1941 года немецкие войска сохраняли плацдармы, однако в ночь на 8 июля 1941 года контратакой были выбиты с позиций и оставили плацдармы. Командир горного корпуса Генерал-лейтенант Дитль доложил, что в сложившейся обстановке, наступление без подкреплений не может быть продолжено[4]. В помощь корпусу был переброшен немецкий моторизованный пулемётный батальон, а 9 июля 1941 года финский 14-й пехотный полк.
С 13 июля 1941 года немецкое наступление было возобновлено. Семь батальонов 2-й горнострелковой дивизии сумели переправиться через реку в месте её впадения в губу и продвинулись более чем на три километра. Задачей дивизии было наступление на восток до цепи озёр и поворот на юг, с тем, чтобы зайти в тыл советским частям и обеспечить форсирование Западной Лицы частям 3-й горнострелковой дивизии. Советские войска продолжали упорное сопротивление и вновь, 14 июля 1941 года высадили десант на западном берегу губы Западная Лица в составе 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии и батальона морской пехоты. Этот десант привёл к тому, что командование корпуса сделало вывод о том, что дальнейшее наступление продолжать невозможно, ввиду того, что необходимо обеспечить свой северный фланг. К атакам десанта добавились атаки советских войск на плацдарм, занятый батальонами 2-й горнострелковой дивизии, в результате чего к 18 июля 1941 года плацдарм был значительно сокращён. 24 июля 1941 года Дитль доложил, что даже с полученными в виде подкреплений двумя батальонами, он может только очистить от десанта северный берег губы Западная Лица. Последнюю неделю июля 1941 года советские войска ожесточённо атаковали плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, а противник, с трудом отбивая советские атаки, готовился к наступлению на десант, который занимал свой плацдарм, западнее губы Западная Лица. Со 2 августа 1941 года началось наступление на советский десант, и он частью был уничтожен, частью эвакуирован. В августе 1941 года положение сторон сохранялось. Немецкое командование перебросило подкрепления: 388-й пехотный полк и 9-й пехотный полк СС.
Новое наступление немецким командованием было предпринято 8 сентября 1941 года. Обе дивизии первые дни успешно продвигались: 2-я горнострелковая дивизия на юг, с занимаемого ею плацдарма, продвинувшись за два дня более чем на 5 километров, а 3-я горнострелковая дивизия, форсировав реку, начала продвижение на север. При удачном для немецких войск развитии операции, советские 52-я стрелковая дивизия и 14-я стрелковая дивизия, оборонявшие рубеж по реке, оказывались бы в окружении, а немецкие войска захватили бы важные дороги. Однако, советские войска не дали осуществить план: форсировавшие реку между «клиньями» горнострелковых частей 388-й пехотный полк и 9-й пехотный полк СС были разбиты, а горнострелковые части остановлены контратаками, так и не сумев сомкнуться. Ещё 12 сентября 1941 года горные части имели некоторое продвижение: 2-я горнострелковая дивизия продвинулась на юг ещё на полтора километра, а 3-я горнострелковая дивизия овладела перешейком между двумя озёрами, но на этом успехи корпуса практически закончились. Советское командование ввело в бой сформированную 186-ю стрелковую дивизию, и 18 сентября 1941 года командование горного корпуса приняло решение о прекращении наступления, в этот же день 3-я горнострелковая дивизия начала отвод частей за реку Западная Лица, и к 24 сентября 1941 года дивизия переправилась, оставив за собой две высоты на восточном берегу. 2-я горнострелковая дивизия, сократив свой плацдрам, начала обустройство зимних оборонительных позиций. После этого, наступательные действия немецких войск в направлении Мурманска были завершены.
Итогом операции на мурманском направлении стал в общем-то известный паритет в достигнутых целях. Учитывая тот факт, что главной задачей Армии «Норвегия» являлся не захват Мурманска, а обеспечение собственной безопасности в Петсамо, то оперативную задачу немецкие части в целом выполнили. Несмотря на то, что у руках советских войск оставался полуостров Рыбачий, серьёзной угрозы рудникам советские части там не несли, ограничиваясь обстрелом, разведкой и диверсионными операциями. Решение взять Мурманск было озвучено только в сентябре 1941 года, под конец операции. С другой стороны, имея в виду цель советского командования в виде сохранения Мурманска и Кировской дороги, то и советское командование своей цели достигло. Однако необходимо отметить, что немецкое командование допустило в конечном итоге стратегический просчёт, не рассматривая Мурманск как особо важный объект, чем он стал впоследствии.
Потери немецких войск в операции на мурманском направлении убитыми и ранеными составили 10 290 человек, при продвижении в среднем на 24 километра.
Петсамо-Киркенесская операция — наступательные боевые действия войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР против войск вермахта на севере Финляндии в области Петсамо и на севере Норвегии с 7 октября по 1 ноября 1944 года во время Второй мировой войны.Цитата:
Ход операции можно разделить на три фазы: прорыв немецких оборонительных позиций, преследование отступающих немцев до Киркенеса и сражение за Киркенес. Во время наступления советскими войсками было предпринято несколько морских десантов силами морской пехоты и армейских подразделений, в том числе десант в губе Малая Волоковая.
В 8.00 7 октября началась артподготовка, за ней в 10.30 началось наступление. 131-й корпус в первый же день достиг реки Титовка. Менее удачно развивались первоначально дела у 99-го корпуса. Ему не удалось овладеть опорными пунктами врага в главной полосе обороны. Прорвать оборону 99-му корпусу удалось ночной атакой к 8.00 8 октября. 9 октября перешли в наступление войска группы генерал-лейтенанта Б. А. Пигаревича, располагавшиеся восточное реки Западная Лица, в месте наибольшего продвижения немецких войск в направлении Мурманска. В ту же ночь моряки высадили десант в губе Малая Волоковая (фьорд Маттивуоно), перевалили через хребет Муста-Тунтури и, отрезав часть немецких сил, двинулись на Петсамо.
На левом фланге 126-й легкострелковый корпус под командованием полковника В. Н. Соловьева успешно совершал обходный манёвр и на четвёртые сутки достиг дороги Петсамо — Салмиярви и западнее Луостари перерезал её. Отбив контратаки противника, корпус снова начал продвижение, перехватив дорогу Петсамо — Тарнет.
127-й легкострелковый корпус под командованием генерал-майора Г. А. Жукова ночью овладел аэродромом в Луостари, а затем совместно со 114-й дивизией 99-го корпуса очистил этот населённый пункт. Петсамо был окружён со всех сторон, так как с востока подходили морская пехота и соединения группы Пигаревича, с юга наступал 131-й корпус, на западе контролировала обстановку 72-я морская бригада, а с севера угрожал десант Северного флота, овладевший 13 октября гаванью Лиинахамари.
Во время заключительного этапа Петсамо-Киркенесской операции силами 181-го особого разведывательного отряда Северного флота проводилась операция по взятию порта в районе населённого пункта Лиинахамари[4]. Укреплённый немецкий порт Лиинахамари прикрывали мысы Крестовый и Романов. В гранитной основе мыса Крестовый немцы оборудовали различные укрепления, блиндажи, огневые точки, бункеры и окопы. На мысе Романов до сих пор сохранились бетонные бункеры, где располагались немецкие торпедные аппараты. Из этих бункеров хорошо просматривался вход в бухту, что позволяло торпедировать любой корабль или подводную лодку.
Десант советских войск на Киркенес
Цитата:
12 октября 1944 года морской диверсионный отряд под командованием майора И. П. Барченко-Емельянова и лейтенанта В. Н. Леонова атаковал две немецкие батареи на мысе Крестовом и после скоротечного боя захватил их с минимальными потерями. Захват батарей обеспечил успешную высадку морского десанта в Лиинахамари, занятие этого района и овладение Петсамо. Оборона Никеля была возложена на группу войск генерала Фогеля, состоявшую из частей и подразделений, отступивших от Луостари и перебазировавшихся из Финляндии.
22 октября 131-й корпус начал бой за город Тарнет. Одновременно морская пехота при артиллерийской поддержке флота очищала побережье.
Кора6лями Северного флота были высажены ещё три тактических десанта на южном побережье Варангер-фьорда: 18 октября — десант в заливах Суолавуоно и Аресвуоно, 23 октября — в Кобхольм-фьорде, 25 октября — в Холменгро-фьорде. Все три десанта были осуществлены успешно и сыграли положительную роль в ходе советского наступления.
27 октября 31-й корпус генерал-майора Минзакира Абсалямова вступил в Наутси с востока, а 127-й легкострелковый корпус — с севера.
Отходя к Киркенесу, противник во все больших масштабах применял различные заграждения и производил всевозможные разрушения на дорогах. Путь на Киркенес был заминирован, а подвесной мост через фьорд взорван.
Яр-фьорд был форсирован на амфибиях и рыбачьих лодках. Большую помощь оказали бойцам норвежские патриоты, вышедшие в море на двух мотоботах. Они спасали экипажи подбитых амфибий и, несмотря на обстрел, переправляли их на другой берег. Когда затем при форсировании Эльвенес-фьорда пришлось начинать все сначала и 14-я дивизия наводила десантную переправу на плотах, местные жители снова оказали поддержку советской армии. Так же поступали в Бек-фьорде.
В 9 часов утра 25 октября передовые части Красной Армии вошли в Киркенес.
В Северной Норвегии были заняты наиболее значительные населённые пункты: Бухольмен, Бьерневанн, Виерлунн, Воктерболиг, Крофтфетербукт, Лангфьордботн, Мункельвен, Нейден, Саннес, Сванвик, Стурбукт, Тарнет, Трангсунд, Фоссторд.
В Мурманске была ясная погода. Мы посетили порт и посмотрели на первый атомный ледокол "Ленин". Затем поехали в Кружку на обед. Порции оказались такие огромные что я наверное сразу набрал обратно сброшенный вес
) На вокзале дождались Петра, он отдал нам наши чехлы и мы пошли грузиться.
Обратный путь не напрягал нисколько. Мы заслуженно отдыхали после путешествия.
Участники путешествия:
Оксана Шарупич (Ксю)Алексей Барсуков (Velexx)Дмитрий Соловьев (Солёный Пёс)Сергей Матушкин (Solo)Фотографии:
Альбом Дмитрия СоловьеваАльбом Алексея БарсуковаАльбом Сергея МатушкинаТрек пройденного пути:
здесьВсем спасибо за внимание
Ha det bra
Добавлено через 5 минут 42 секунды:Вдогонку отчет Дмитрия Соловьева: http://www.marshruty.ru/travel/na_samyj_sever/Добавлено через 2 минуты 52 секунды:Если есть вопросы - задавайте. Что помню расскажу.